Категория: Это интересно

Музы великих писателей

         Пожалуй, только по-настоящему сильные чувства рождают подлинное вдохновение. А как иначе создать шедевр на века, если сердце не выскакивает из груди и не горит огонь страсти? Давайте вспомним, кто были некоторых из тех женщин, благодаря которым знаменитые поэты и писатели создали свои бессмертные произведения.



 


 

Полина Гарсия-Виардо

Самые строгие критики находили в ее голосе некоторые недочеты, но все признавали: мощная харизма, владение техникой и неподдельная страсть исполнения обеспечат (и обеспечили) певице признание по всей Европе. До сих пор исследователи обсуждают, были ли Полина и Иван Тургенев любовниками, однако не подлежит сомнению тот факт, что писатель был влюблен в Виардо. Как и многие из ее поклонников, впрочем. Его не смущало даже то, что Полина была замужем и не собиралась оставлять своего мужа.

«Ах, мои чувства к вам слишком велики и могучи. Я не могу жить вдали от вас, я должен чувствовать вашу близость, наслаждаться ею. День, когда мне не светили ваши глаза, — день потерянный».

При этом им удалось достичь удивительной гармонии: Полина была критиком работ Тургенева, муж Полины, Луи Виардо, переводил их на французский, а Иван Сергеевич подпитывался их верой в него и поддержкой.  Не то чтобы, конечно, Тургенев не заводил новых романтических увлечений — он и жениться пытался… Но чем-то держала его эта женщина, его мысли всегда возвращались к ней, ее образ был своеобразным двигателем, толкающим его вперед и вверх.

 

Жанна Дюваль

Шарль Бодлер — темный, неприкаянный, разнузданный, погубивший сам себя (вследствие всего перечисленного)… классический, «плохиш», в общем. Но талантлив от бога. Или от дьявола. А она… для него она была загадкой, воплощением сексуальности, опасности. Фам фаталь, так сказать. Точно также сгоревшая от того, что слишком легко следовала плотским соблазнам. «Черной Венерой» называл Шарль свою музу, подразумевая, должно быть, что она идеальна, но тьма овладела ей полностью. Он посвятил ей множество стихотворений, называя их то «Экзотический аромат», то «Танцующая змея», то жестко — «Падаль». Впрочем, и оно о любви:

И вас, красавица, и вас коснется тленье,
И вы сгниете до костей,
Одетая в цветы под скорбные моленья,
Добыча гробовых гостей.

 

Скажите же червям, когда начнут, целуя,
Вас пожирать во тьме сырой,
Что тленной красоты — навеки сберегу я
И форму, и бессмертный строй.

 

Варвара Бахметева

Ее старшие брат и сестра дружили с Михаилом Лермонтовым, с Варенькой, тогда еще Лопухиной, они познакомились, когда ей было 16, а ему 18. Это была любовь...

Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но голос в душу проникает,
Как вспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей.

… которой, к сожалению, не суждено было стать счастливым браком — слишком уж против были родные девушки. Варя вышла замуж за богатого помещика, который ревновал настолько, что практически запрещал жене не только общаться с поэтом, но даже упоминать его имя. А все знакомые Лермонтова до самой его гибели отмечали, что он так и не мог забыть свою возлюбленную, «и об ней его любимый разговор был».

 

Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.

Не трудно догадаться, что имеет в виду Лермонтов, обращаясь в этих строках к другой женщине.

 

Анна Керн

Они познакомились в Петербурге на одном из литературных вечеров. Умница и красавица Керн не могла не произвести на Пушкина впечатление. Существует версия, что «солнце русской поэзии» «не зацепил» Анну, однако, позднее, она познакомилась с его стихами и была ими очарована. Милая и добрая Анна мечтала об уютной семейной жизни. Однако в 16 лет ее выдают против воли за 52-летнего генерала, которого «невозможно любить». В итоге она все-таки сбегает от мужа, а в «награду» получает более чем щекотливое положение и опороченную репутацию.

В итоге, правда, ей удается добиться личного счастья, когда она, будучи уже сорокалетней дамой, снова выходит замуж. Пылкий, но не продолжительный роман с Пушкиным происходит во время визита Керн к своей тетке в Тригорское. Пушкин со свойственной ему горячностью теряет голову. Его переполняет целый вихрь эмоций, поэтому-то возлюбленная становится для него, как верно замечает Лотман, и «гением чистой красоты», и «милой, божественной», и «мерзкой», и «вавилонской блудницей». Ну а русская лирика обогащается пленительными и загадочными строками.

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

 

Наталья Волохова

Актриса труппы Веры Комиссаржевской появляется в жизни Александра Блока зимой 1906 года. В 1907 выходит сборник «Снежная маска» с посвящением «высокой женщине в черном, с глазами крылатыми и влюбленными в огни и мглу моего снежного города». Обаятельнейшей женщине со стройным станом, с тонкими чертами бледного лица, черными волосами и широко распахнутыми «маками злых очей» очень идет блоковская «снежная маска». Ее называли «роскольничьей богородицей». Любовь Блока оказывается безответной и мучительной. Волоховой кажется, что поэт любит в ней свою «хмельную мечту», впрочем, и сама она видит в Блоке только поэта и обаятельного человека.

И вновь, сверкнув из чаши винной,

Ты поселила в сердце страх

Своей улыбкою невинной

В тяжелозмейных волосах.

 

Августа Миклашевская

Женщина необычайной красоты встретилась опустошенному и уставшему Есенину после «бегства от Айседоры» и возвращения на Родину. Она была именно тем человеком, которого жаждала душа поэта. Она умела слушать и понимать, ее взгляд был пропитан лаской и грустью. А Есенин «в первый раз запел про любовь, в первый раз отрекаясь скандалить». Рядом с ней он становился по-настоящему свободным, душа его начинала дышать «запахом меда и роз».

Августе он посвящает одни из красивейших своих стихов: «Ты такая ж простая как все…», «Дорогая, сядем рядом…», «Ты прохладой меня не мучай…» и другие. Однако, Августа не могла разделить любовь поэта, считая себя женщиной холодной и не способной на любовь. К тому же ей приходилось разрываться между игрой в театре, которая давала ей средства к существования, и сыном, которого она воспитывала в одиночку. Однако на долгое время Августа оставалась для Есенина тем утешающим островком, тем спасением от бурь и скандалов, его преображающей молитвой.

Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил.
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.

 

Анна Цакни

С античной красавицей, гречанкой по происхождению, Бунин знакомиться в Одессе. Для успевшего немного отойти от приправленной разочарованием любви к Варваре Пащенко, но все же еще потерянного Бунина череда пикников, застольев, музыкальных вечеров, организуемых в доме Цакни, становятся спасением. В 1898 году они поженились, впрочем, их заведомо неудачный брак просуществовал всего полтора года. Бунин мучился от непонимания жены, которая хотела жить, а не быть тенью мужа. Ей не нравились его стихи.

Он называл свою любовь «солнечным ударом», обвиняя возлюбленную в легкомысленности, неумении наладить быт, неспособности разделить его интересы и идеалы. В ответ слышал упреки в черствости и холодности. Изматывающими и трагическими эмоциями пропитано все бунинское наследие, начиная от ранней лирики и заканчивая «Жизнью Арсеньева».

Обсудить у себя 5
Комментарии (9)

Интересно. Они все как-то похожи внешне. 

Некоторые из них — современницы.

Женщины, жившие в одну эпоху, всегда немного похожи друг на друга: мода, прически, наряды и т.д. 

Сейчас тоже много девушек, похожих друг на друга))

Точно, все-таки интересное время было. Можно ли сказать, что поэты влюблялись в женщин одного  типа? Я думаю в них есть что-то роковое. 

Вполне возможно))

ИНТЕРЕСНО

Спасибо

Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

все 37 Мои друзья
Я в клубах
Любители книг Пользователь клуба
Разговоры об искусстве Пользователь клуба
АРТик Пользователь клуба
CSS | Design Пользователь клуба
Чердак Пользователь клуба